Наука, психология, педагогика, ИКСМ, образование, сайт д.п.н. Дроновой Т.А. тег alt
 

научная работа:
психология (статьи)
педагогика (статьи)
социальное образование
рефераты, диссертации
ИКСМ, семья
учебники, пособия, монографии

все об ИКСМ:
ИКСМ
теория
технология
рекомендации
знать-уметь-творить:
библиотека ЭМТИИС
курсы ИКСМ
1рабоч. программы:
ОБЖ, БЖД
помощь студенту

Психология и педагогика творческой деятельности:
уникальность программы
характеристика профиля
направление подготовки
ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Ваше мнение, пожелание, вопросы

РЕФЕРАТЫ, ДИССЕРТАЦИИ, МОНОГРАФИИ

Рефераты

  1. Дронова Т.А. Формирование интегрально-креативного стиля мышления будущих педагогов в образовательном процессе вуза / автореф. дис. канд. пед. наук /Т.А.Дронова. – Воронеж: ВГУ, 2005. – 24 с.


  2. Дронов А.А. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности студентов учреждений среднего профессионального образования: автореф.дис.канд.пед.наук/ А.А.Дронов. - Воронеж: ВГУ, 2009. - 24 с.

    Общая характеристика работы
    Актуальность темы исследования. Активная деятельность человека в современных условиях придала особый смысл культуре безопасности жизнедеятельности. Недопонимание значимости вопросов безопасности в условиях все увеличивающегося ускорения жизнедеятельности привело к тому, что ежегодно на дорогах России гибнут 35000 человек, а 270000 получают увечья и травмы. В 80% этих случаев причиной является элементарное невыполнение правил дорожного движения как пешеходами, так и водителями транспортных средств. Причиной возникновения пожаров в 9 случаях из 10  является неосторожное обращение с огнем. Сюда же можно отнести: рост заболеваний СПИДом, алкоголизм, наркоманию, табакокурение, пренебрежение правилами культуры поведения в обществе, семье, личной гигиены и здорового образа жизни, – потому что все это следствия отсутствия культуры жизнедеятельности, являющейся не просто фактором, а основой безопасности в современном социуме с его урбанизацией и перенаселенностью. По одному из обоснованных прогнозов (МЧС России, 2005), из каждой тысячи сегодняшних подростков, преждевременно уйдут из жизни сто шестьдесят четыре, из которых трое будут убиты, 6 покончат жизнь самоубийством, 7 станут жертвами СПИДа, 8 погибнут под колесами автомобилей, 20 погибнут от алкоголя и 120 умрут раньше срока из-за табакокурения. Поэтому наряду с основной целью профессионального образования – становления специалиста, способного к активной социальной позиции в обществе – необходимо формирование культуры безопасности жизнедеятельности.
    Являясь составной частью общей культуры, культура безопасности жизнедеятельности (БЖД) должна носить регулируемый характер, нацеленный на конкретный результат – обязательное выполнение  человеком норм поведения в социуме, что само по себе является категорией нравственности, которая в современном обществе, с его девальвацией ценностей, терпит крах.
    В связи с этим возникает необходимость поиска новых подходов, которые позволили бы сделать более эффективным образование студентов в области безопасного существования в современных условиях.
    Различные аспекты культуры безопасности жизнедеятельности изучались представителями философии, психологии, педагогики. В целом исследования проблем культуры безопасной жизнедеятельности рассматриваются в трудах В.Я.Ананчука, А.В.Василенко, Б.В.Григорьева, В.И.Деркача, А.О.Деркачева, О.Г.Коломиец, В.Р.Мединского, Ю.Н.Мотина, В.Н.Мошкина, С.А.Проскурина, Б.Г.Путилина, С.В.Смульского и др.; вопросы формирования экологической культуры – А.А.Алдашева, С.Н.Глазачева, В.И.Данилов-Даниляна, А.Н.Захлебного, Д.Н.Кавтарадзе, Б.Т.Лихачева, Н.Н.Моисеева, Л.П.Симонова и др.; задачи трансформирования мировоззрения людей к переоценке традиционных потребительских идеалов, к общечеловеческим ценностям, умению ставить превыше всего не свои, а общие интересы – З.И.Васильевой, И.Я Лернера, Н.Н.Моисеева, Н.Д.Никандрова и др.; формирование культуры безопасности жизнедеятельности как одного из наиболее эффективных вариантов достижения безопасности – Р.А.Дурнева, М.В.Москвиной и др.
    В настоящее время концепции формирования культуры безопасности жизнедеятельности отражены в научных исследованиях Ю.Л.Воробьева, Л.Н. Гориной, Р.А. Дурнева, А.Л.Михайлова, В.Н.Мошкина, Л.Н.Макаровой, И.Н.Немковой, Н.И.Николаевой, О.Н.Русак и др. На претворение в жизнь механизмов безопасного существования в окружающей среде и более глубокого внедрения культуры безопасности жизнедеятельности направлены инновационные педагогические технологии (Л.Н.Горина, В.Н.Мошкин, И.Н.Немкова и др.). Однако, можно отметить не достаточную эффективность формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов в учебно-воспитательном процессе учебных заведений.


  3. Дронова Т.А. Концепция формирование интегрально-креативного стиля мышления в процессе личностно-профессионального стаовления педагога/ автореф. дис. докт. пед. наук /Т.А.Дронова. – Воронеж: ВГУ, 2011. – 42 с.

    Диссертации

  1. Дронова, Т.А. Формирование интегрально-креативного стиля мышления будущих педагогов в образовательном процессе вуза / дисс. канд. пед. наук /Т.А.Дронова. – Воронеж: ВГУ, 2005. – 220 с.

  2. Дронов А.А. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности студентов учреждений среднего профессионального образования: дис.канд.пед.наук/ А.А.Дронов. - Воронеж: ВГУ, 2009. - 172 с.

    ВВЕДЕНИЕ
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    1.1. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности с позиции современной педагогики
    1.2. Структура, критерии и уровни сформированности культуры безопасности жизнедеятельности студентов
    1.3. Педагогическая модель формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов
    ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ  КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    2.1. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности студентов как педагогический процесс
    2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию культуры безопасности жизнедеятельности
    студентов
    2.3. Педагогические условия формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов учреждений среднего
    профессионального образования
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
    ПРИЛОЖЕНИЯ

    ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность темы исследования. Активная деятельность человека в современных условиях придала особый смысл культуре безопасности жизнедеятельности. Недопонимание значимости вопросов безопасности в условиях все увеличивающегося ускорения жизнедеятельности привело к тому, что ежегодно на дорогах России гибнут 35000 человек, а 270000 получают увечья и травмы. В 80% этих случаев причиной является элементарное невыполнение правил дорожного движения как пешеходами, так и водителями транспортных средств. Причиной возникновения пожаров в 9 случаях из 10  является неосторожное обращение с огнем. Сюда же можно отнести: рост заболеваний СПИДом, алкоголизм, наркоманию, табакокурение, пренебрежение правилами культуры поведения в обществе, семье, личной гигиены и здорового образа жизни, – потому что все это следствия отсутствия культуры жизнедеятельности, являющейся не просто фактором, а основой безопасности в современном социуме с его урбанизацией и перенаселенностью. По одному из обоснованных прогнозов (МЧС России, 2005), из каждой тысячи сегодняшних подростков, преждевременно уйдут из жизни сто шестьдесят четыре, из которых трое будут убиты, 6 покончат жизнь самоубийством, 7 станут жертвами СПИДа, 8 погибнут под колесами автомобилей, 20 погибнут от алкоголя и 120 умрут раньше срока из-за табакокурения. Поэтому наряду с основной целью профессионального образования – становления специалиста, способного к активной социальной позиции в обществе – необходимо формирование культуры безопасности жизнедеятельности.
    Являясь составной частью общей культуры, культура безопасности жизнедеятельности (БЖД) должна носить регулируемый характер, нацеленный на конкретный результат – обязательное выполнение  человеком норм поведения в социуме, что само по себе является категорией нравственности, которая в современном обществе, с его девальвацией ценностей, терпит крах.
    В связи с этим возникает необходимость поиска новых подходов, которые позволили бы сделать более эффективным образование студентов в области безопасного существования в современных условиях.
    Различные аспекты культуры безопасности жизнедеятельности изучались представителями философии, психологии, педагогики. В целом исследования проблем культуры безопасной жизнедеятельности рассматриваются в трудах В.Я.Ананчука, А.В.Василенко, Б.В.Григорьева, В.И.Деркача, А.О.Деркачева, О.Г.Коломиец, В.Р.Мединского, Ю.Н.Мотина, В.Н.Мошкина, С.А.Проскурина, Б.Г.Путилина, С.В.Смульского и др.; вопросы формирования экологической культуры – А.А.Алдашева, С.Н.Глазачева, В.И.Данилов-Даниляна, А.Н.Захлебного, Д.Н.Кавтарадзе, Б.Т.Лихачева, Н.Н.Моисеева, Л.П.Симонова и др.; задачи трансформирования мировоззрения людей к переоценке традиционных потребительских идеалов, к общечеловеческим ценностям, умению ставить превыше всего не свои, а общие интересы – З.И.Васильевой, И.Я Лернера, Н.Н.Моисеева, Н.Д.Никандрова и др.; формирование культуры безопасности жизнедеятельности как одного из наиболее эффективных вариантов достижения безопасности – Р.А.Дурнева, М.В.Москвиной и др.
    В настоящее время концепции формирования культуры безопасности жизнедеятельности отражены в научных исследованиях Ю.Л.Воробьева, Л.Н. Гориной, Р.А. Дурнева, А.Л.Михайлова, В.Н.Мошкина, Л.Н.Макаровой, И.Н.Немковой, Н.И.Николаевой, О.Н.Русак и др. На претворение в жизнь механизмов безопасного существования в окружающей среде и более глубокого внедрения культуры безопасности жизнедеятельности направлены инновационные педагогические технологии (Л.Н.Горина, В.Н.Мошкин, И.Н.Немкова и др.). Однако, можно отметить не достаточную эффективность формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов в учебно-воспитательном процессе учебных заведений.
    В ходе исследования были выявлены противоречия, между:
    – увеличением опасностей, которые являются следствием интенсивной деятельности человека, и отсутствием культуры безопасного существования социума в окружающей среде (под окружающей средой мы понимаем: природу, техносферу и антропогенную сферу);
    – снижением на шкале индивидуальных ценностей ценности здоровой и продолжительной жизни и необходимостью высокого уровня здоровья в современных условиях для создании семьи, профессиональной карьеры, материального обеспечения;
    – пониманием необходимости обеспечения безопасности жизнедеятельности и отсутствием общности взглядов на решение этой проблемы, недостаточной разработанностью педагогических технологий формирования БЖД.
    Данные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, заключающуюся в выявлении педагогических условий формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов и  целесообразности разработки научно-обоснованного подхода к ее эффективному формированию.
    С учетом актуальности обозначенной проблемы и ее практической значимости определена тема исследования: «Формирование культуры безопасности жизнедеятельности студентов учреждений среднего профессионального образования».
    Объект исследования – формирование культуры безопасности жизнедеятельности.
    Предмет исследования – педагогические условия и педагогическая модель формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов учреждений среднего профессионального образования.
    Цель исследования – разработка педагогической модели эффективного формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов.
    В соответствии с целью исследования сформулированы задачи:
    – провести анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования;
    – определить структурные компоненты, критерии оценки и уровни сформированности культуры безопасности жизнедеятельности студентов;
    – разработать педагогическую модель формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов, опираясь на современные теории культуры БЖД;
    – разработать тест-модель как основное средство формирования и развития культуры безопасности жизнедеятельности студентов;
    – выявить педагогические условия формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов;
    –  провести педагогический эксперимент по проверке эффективности разработанной педагогической модели формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов.

  3. Дронова Т.А. Концепция формирование интегрально-креативного стиля мышления в процессе личностно-профессионального стаовления педагога/ дис. докт. пед. наук /Т.А.Дронова. – Воронеж: ВГУ, 2011. – 412 с.

Монографии

  1. Дронова Т.А. Теоретические основы развития интеллекта / Беда О.В., Дронова Т.А., Кузнецова М.В., Щербакова М.В. // Психолого-дидактическое моделирование вузовского образовательного процесса как отражение структуры интеллекта студента: Монография. – В 2-х. частях / [под ред. Н.В. Соловьевой]. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001. – 178 с. – С. 10-20.

  2. Дронова Т.А. Интегрально-креативный стиль мышления – основа диалектики педагогического взаимодействия / Т.А. Дронова // Интегративные проблемы воспитания и развития школьников и студентов: коллективная монография /[под ред. Н.И. Вьюновой (отв. ред.), Л.А. Кунаковской и Ю.Г. Хлоповских]. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2005. – 227 с. – С. 154-159.

  3. Дронова Т.А. Формирование интегрально-креативного стиля мышления будущих педагогов в образовательной среде вуза: Монография / Т.А. Дронова. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. – 368с. – (Серия «Библиотека студента»). (Усл. п. л. 21,39). Переиздана: (2-е изд., стер.)  в 2008.
  4. Дронова Т.А. Интегрально-креативный стиль мышления как основа профессионализма социального работника [Текст]: монография / Т.А. Дронова. – Воронеж: Научная книга, 2009. – 294 с. (Усл. п. л. 17,21).
  5. Дронова Т.А. Концепция формирования интегрально-креативного стиля мышления в процессе личностно-профессионального становления педагога : монография / Т.А. Дронова ; [под общ. ред. проф. В.Г. Михайловского]. – Воронеж: ИПЦ Научная книга, 2011. – 386 с. (Усл. п. л. 22,55).

<< обратно


 

 

Дронова Т.А., Дронов А.А., 2010-2015