Все об ИКСМ
ИКСМ - интеллектуально-нравственное ядро, определяющее когнитивную сферу человека
и конструктивное взаимодействие с окружающей средой
Интегрально-креативный стиль мышления
необходимое и достаточное мышление для восприятия
поступающей информации, ее переработки и реализации
на высоком профессиональном уровне;
необходимое и достаточное мышление превращающие
способности в реальные возможности;
необходимое и достаточное мышление обеспечивающее успешную
деятельность в современном мире.
Теория, технология, рекомендации
формирования интегрально-креативного стиля мышления (ИКСМ)
Для всех, кто интересуется вопросами развития мышления и повышения интеллектуальных способностей:
В качестве вступления. В начале XXI века назрела необходимость в разработке концептуально новых подходов к системе становления человека, в которой адекватный времени стиль мышления должен занять одно из ключевых мест.
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в различных ситуациях, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за свою судьбу, судьбу близких и судьбу страны.
То есть, Человек должен не только уметь творить, но и обеспечивать вхождение результатов творческой деятельности в среду обитания, иначе, отторжение результатов, неизбежно повлечет за собой негативные последствия для всей экосистемы и для каждого из нас в частности.
Технология формирования интегрально-креативного стиля мышления представляет собой ряд последовательных, постепенно усложняющихся заданий, предусматривающих и формирование стиля мышления, и выработку собственной, конструктивной модели жизнедеятельности. Она состоит из взаимосвязанных блоков, каждый из которых — целенаправленная наработка качества, необходимого для различных видов деятельности.
Органической частью данной технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности. В результате происходит гармонизация мышления, высвобождаются духовный и интеллектуальный потенциалы, заблокированные вследствие каких-либо обстоятельств жизнедеятельности; в связи с этим у человека появляется уверенность в себе и своих силах, повышается самооценка и меняется мировоззрение.
С изменением мировоззрения начинается новый виток конструктивного развития и роста личности. Так как технология формирования ИКСМ вырабатывает познавательно-исследовательские способности и способствует их преобразованию в конструктивные возможности человека, оптимизации всего процесса жизнедеятельности.
Технология полезна для всех, кто интересуется вопросами развития мышления и повышения интеллектуальных способностей.
Технология формирования ИКСМ разработана как последовательная взаимосвязанная система действий, направленных на активизацию и развитие творческого потенциала личности, что и является основой становления личности.
Формирующие методики и упражнения структурированы в девять комплексно-целевых взаимосвязанных блоков, направленных на: формирование системы ценностей и самосовершенствование личности; овладение инструментарием технологии; гармоничное развитие каналов восприятия и интуиции; развитие вербальных способностей, увеличения словарного запаса; развитие ораторского мастерства; активизацию и развитие логических способностей; активизацию функций памяти; развитие креативности, синхронизирующей полушария мозга; моделирование образа личности, работу с «Тетрадью самосовершенствования».
Исходя из синергетического принципа, как наиболее соответствующего формированию ИКСМ в процессе становления личности, осуществимы отнюдь не любые сценарии развития системы, а лишь сценарии, ограниченные определенным диапазоном, в нашем случае: индивидуальным развитием личности. Отсюда важность диагностики и мониторинга.
Девять блоков технологии
формирования ИКСМ и развития личностных качеств
I блок. Совокупность методов, направленных на формирование системы ценностей и самосовершенствование личности.
Данный блок содержит упражнения по развитию системы ценностей, режимы индивидуального творчества (РИТ), работу с «Дневником самосовершенствования».
II блок. Овладение диагностическим инструментарием, специально разработанным (эйдос-тест) для комплексного мониторинга изменений развиваемых способностей и качеств.
Данный блок – один из ключевых, дающий возможность визуализировать процесс формирования ИКСМ и развития личностных качеств, а также определить качественно-количественный ход изменений. Необходим для самомониторинга.
III блок. Совокупность методов, направленных на гармоничное развитие каналов восприятия и интуиции.
Данный блок содержит разнообразные упражнения для развития и корректировки модальностей: аудиальной, визуальной, кинестетической, а также для развития интуиции.
IV блок. Совокупность методов, направленных на развитие вербальных способностей, увеличения словарного запаса.
Данный блок содержит упражнения для увеличения словарного запаса, скорости чтения и др.
V блок. Совокупность методов, направленных на развитие ораторского мастерства.
Данный блок содержит упражнения по развитию способности выступать перед аудиторией, работу со словом, интонацией, жестом и др.
VI блок. Совокупность методов, направленных на активизацию и развитие логических способностей.
Данный блок содержит разнообразные упражнения для развития концентрации и логики.
VII блок. Совокупность методов, направленных на активизацию функций памяти.
В данном блоке происходит ознакомление с различными методиками по активизации памяти и конкретно: по развитию эйдетической памяти.
VIII блок. Совокупность методов, направленных на развитие творческих способностей и креативности.
Данный блок содержит методики и упражнения для развития природного креативного потенциала, режимы индивидуального творчества, игровые и др.
IX блок. Совокупность методов, направленных на самостоятельное моделирование желаемого образа профессионала: «Моя модель профессионала».
Данный блок включает методики развития модельного мышления, работу с «Дневником профессионального становления».
По всем блокам проводятся индивидуальные занятия и даются рекомендации.
Зачем нужно формировать ИКСМ и развивать личностные качества
Единственный неизменный признак современной эпохи – постоянные изменения, темпы и масштаб которых беспрецедентны и не имеют обозримого человеком предела. Исходя из этого, формирование и развитие творческих способностей обеспечивают субъекту деятельности: умение находить решение в нестандартных ситуациях, самостоятельно и креативно мыслить, адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды, оценивать и предотвращать негативные факторы, которые могут возникать в процессе деятельности.
Цель формирования ИКСМ и личностных качеств
Стать субъектом деятельности (не функционером). Всегда (в любом возрасте), везде (в любой точке Земного шара) и в любой ситуации иметь возможность (право есть у всех) выбора своей траектории жизни и деятельности.
Какую проблему решает сформированный ИКСМ
ИКСМ обеспечивает субъекту деятельности стабильное развитие личностных качеств и способностей, которые гарантируют динамичность жизненной позиции и конструктивность принятия решений в различных сферах: профессиональной, социальной, бытовой…
В связи с этим разработан диагностический инструментарий сформированности ИКСМ, используемый на всех этапах технологии: эйдос-тест с таблицей определения уровней ИКСМ; «Тетрадь самосовершенствования». Благодаря соблюдению внутреннего плана процесс формирования ИКСМ является осмысленным, упорядоченным и, в конечном счете, эффективным.
По своей сути технологический процесс формирования ИКСМ альтернативно-вариативен и многообразен, как и процесс становления; результаты индивидуальны и не являются однонаправленными, ведущими к одному и тому же состоянию. Эффект формирования ИКСМ не ограничивается конкретным периодом обучения; пластичность, способность к самоизменению, саморазвитию, самореализации сохраняются на протяжении этапа становления личности и жизнедеятельности вообще.
Организационный компонент технологии, включает экспериментально выявленные условия эффективной реализации технологии формирования ИКСМ, выступающие требованиями, предъявляемыми к процессу формирования ИКСМ.
Это: коэволюционная творческая деятельность личности; принятие каждого человека таким, каков он есть, а не таким, каким он может стать; признание и развитие собственного таланта, имеющегося у каждого; настойчивость, самостоятельность и активность в творении себя как личность; понимание, что общество — это единый организм, в котором все взаимосвязаны друг с другом: если кому-то некомфортно в обществе — нормально функционировать оно не сможет; овладение спецификой технологии (вначале ты работаешь на технологию, затем технология работает на тебя!); использование принципа, обратной связи.
На основе выведенных закономерностей формирования ИКСМ разработаны рекомендации, способствующие усилению эффективности методик технологии формирования ИКСМ, по: работе с «Тетрадью самосовершенствования»; цикличности занятий в зависимости от времени, места проведения и решаемых задач; обеспечению эффективности процесса восприятия; преодолению блокировок; моделированию мышления; формированию позитивно-активизирующей внешней среды.
Технология и рекомендации способствуют определению индивидуальной стратегии формирования ИКСМ.
Специальная информация для учебных заведений, педагогов, воспитателей, студентов, аспирантов…:
разработано учебное пособие: «Концепция формирования ИКСМ в процессе ЛПС педагога», с рекомендациями РАО, методическое пособие и рабочая программа для очной, очно-заочной и дистанционной форм обучения.
Рекомендации РАО
 
Степень освещения практических вопросов, их актуальность. Основу рукописи пособия составляет практика. Это полностью разработанная технология формирования ИКСМ от постановки цели до результата.
В качестве форм, методов, средств формирования ИКСМ используются:
формы: фронтальная, групповая, индивидуальная работа, направленная на теоретическую и практическую подготовку студентов, а также контроль знаний и умений (лекции, лекции-дискуссии, семинары, семинар-диспуты, семинар-заслушивание, практические занятия, комплексные тренинги по формированию ИКСМ, видеопрактикум по формированию ИКСМ, внеаудиторная работа);
методы: беседа, устный и письменный опрос, упражнения, ситуационный анализ, защита собственных моделей и т.д.; средства: игровая и учебная виды деятельности, «Тетрадь самосовершенствования», «Тетрадь профессионально-педагогического совершенствования», наглядные пособия, видеофильмы и т.п.
Концепция формирования ИКСМ в процессе ЛПС педагога возникла в острой социальной ситуации, исходя из реалий времени, как определенный взгляд на ценность и смысл педагогической деятельности, личность педагога, ее само-и-профессиональное совершенствование. В любой социальной ситуации педагог должен быть способен оптимально, конструктивно осуществлять свою профессиональную деятельность, достойно исполнять профессиональную роль, жить полноценной жизнью.
Исходя из основополагающего принципа постклассической науки, когда субъект только в силу своего присутствия уже влияет на объект, мы обязаны обратиться к характеристике личности педагога, его профессиональному становлению, которое кардинально зависит от стиля мышления.
Из века в век профессиональное образование готовило педагогов для работы в мире актуальном, реализованном, знаемом, экстраполируя необходимые умения и навыки в будущее. В начале XXI века педагоги должны готовить себя для реализации в непредвидимых «возможных» моделях жизнедеятельности социума.
Профессионально-педагогическое образование такого уровня связано с формированием специального стиля мышления педагога, способного на сонастраивание и перестраивание внутренней модели внешнего мира. Для этого стиль мышления педагога необходимо целенаправленно формировать.
Методический уровень. Изданы пособия и методические разработки, которые используются в процессе обучения и воспитания в вузах; введены спецкурсы, авторские и элективные курсы.
Развитие интегрально-креативного стиля мышления студентов - будущих педагогов в процессе изучения курса «Креативная педагогика» (Программа и методические указания для студентов 2 курса отделения «Социальная педагогика» факультета фил. и псих. ВГУ ). Воронеж: Изд.бюро «ВАНТИТ», 2005. — 26 с.
Мышление и психология деятельности социального работника : Учебное пособие. Филиал РГСУ в г. Воронеже. — Воронеж, 2009. — 48 с.
Интегрально-креативный стиль мышления в процессе личностно-профессионального становления социального работника: психодиагностика и рекомендации по развитию: Учебное пособие. Филиал РГСУ в г. Воронеже. — Воронеж, 2009. — 85 с.
Формирование интегрально-креативного стиля мышления в процессе личностно-профессионального становления педагога: Учебно-методическое пособие [Электронный ресурс]./ А.А. Дронов, Т.А.Дронова, В.Г.Михайловский. – Воронеж: ЭМТИИС, 2012. – 68 с. - 1 электрон. опт. диск (DVD).
Рабочая программа учебной дисциплины «Формирование интегрально-креативного стиля мышления в процессе личностно-профессионального становления педагога» [Электронный ресурс]. /Т.А. Дронова. –Воронеж: ЭМТИИС, 2012. – 23 с. – 1 электрон. опт. диск (DVD).
Использование современных образовательных технологий. Концепция формирования ИКСМ в процессе ЛПС педагога глубоко связана с достижениями как педагогических, так и многих других смежных с педагогикой наук.
Однако в концепции спроектирована и обоснована собственная, соответствующая современным требованиям, технология формирования ИКСМ, под которой понимается последовательная взаимосвязанная система действий в процессе ЛПС педагога.
Технология включает формы, методы, средства, этапы формирования, диагностический инструментарий, указаны цель и требуемый результат. Выявлены и обоснованы педагогические условия формирования ИКСМ в процессе ЛПС педагога, способствующие как определению индивидуальной стратегии, так и совершенствованию общего процесса формирования ИКСМ в процессе ЛПС педагога.
Верификация концепции формирования ИКСМ в процессе ЛПС педагога, проведенная в процессе педагогического эксперимента, выявила результативность разработанной технологии, достоверность обозначенных закономерностей и механизмов. Направлена на научно обоснованное построение процесса формирования мышления педагога, основанного не просто на широком использовании ТСО и дидактических материалов, активизирующих учебный процесс в целом, а на активизацию природного потенциала личности педагога.
Другими словами: с одной стороны, технология ИКСМ — это целостная система проектирования и организации процесса формирования мышления на основе развернутой последовательности точно определенных дидактических целей; с другой — это научно организованная, развернутая во времени процедура формирования мышления, при которой проектируется и реализуется вся система взаимосвязей между целями, содержанием, методами, формами, средствами обучения, система контроля, оценки и коррекции учебной и педагогической деятельности.
Степень соответствия ГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») от 22 марта 2010 г. № 200 - 4.3 социально-педагогическая деятельность; 5.1. (ОК-3, ОК-5); 5.2. (ОПК-2, ОПК-6, ОПК-8, ОПК-9, ПКПП-3, ПКПП-4, ПКПП-7, ПКПП-8, ПКСП-4, ПКНО-8).
Степень соблюдения психолого-педагогических требований в трактовке излагаемого материала и в его применении. Концепция формирования ИКСМ соответствует современным психолого-педагогическим требованиям. В технологии психологически обоснованы этапы формирования ИКСМ в процессе ЛПС педагога.
Формирование ИКСМ — это целенаправленный процесс деятельности, включающий в себя как внешние (объективно-предметные), так и внутренние (субъективно-психологические) компоненты: мотив => цель => задача => действия => контроль => результат => рефлексия.
Этапы процесса формирования ИКСМ, способствующие достижению обозначенных целей: 1 — мотивационно-стимулирующий (активизация мотивационной сферы обучающихся); 2 — задачно-целевой (концентрация мотивации в образ желаемого, т.е. цель, и четкое определение действий); 3 — конструктивно-содержательный (формирование ИКСМ в соответствии с мотивами, целями, задачами и индивидуальными особенностями обучающихся); 4 — контрольно-результирующий (контроль процесса формирования ИКСМ, усиление позитивных, ослабление негативных тенденций); 5 — рефлексивно-коррекционный (анализ и самоанализ уровня сформированности ИКСМ). Чтобы процесс формирования ИКСМ был результативным, каждый этап должен начинаться с мотивации и заканчиваться рефлексией.
Содержание формирующих методик и упражнений структурировано в девять комплексно-целевых блоков, содержание которых направлено на:
I. Формирование альтруистической системы ценностей и самосовершенствование личности.
II. Овладение инструментарием технологии формирования ИКСМ, «Тетрадью самосовершенствования».
III. Гармоничное развитие каналов восприятия и интуиции.
IV. Развитие вербальных способностей, увеличения словарного запаса.
V. Развитие ораторского мастерства.
VI. Активизацию и развитие логических способностей.
VII. активизацию функций памяти.
VIII. Развитие креативности, синхронизирующей полушария мозга.
IX. Моделирование образа педагога, работа с «Тетрадью профессионально-педагогического совершенствования». Все упражнения и методики имеют нравственно-аксиологическую направленность.
Разработан диагностический инструментарий формирования ИКСМ. В качестве основного диагностического инструментария, способствующего качественному мониторингу и самомониторингу, выступают эйдос-тест и таблица определения уровней ИКСМ как инструменты комплексного мониторинга и контроля сформированности ИКСМ, дающие возможность наглядного мониторинга. Выработан диагностический алгоритм: 1) диагностика и построение эйдос-теста; 2) определение уровня ИКСМ; 3) анализ эйдос-теста и путей дальнейшего формирования ИКСМ. А также два этапа работы с Тетрадями: самосовершенствования и профессионально-педагогического совершенствования.
Предложенный диагностический инструментарий и апробированные процедуры комплексного мониторинга формирования ИКСМ представляют собой универсальное средство диагностики стиля мышления школьников, студентов, специалистов различных дисциплин и профессий, способствуя дифференцированному подходу при выборе и применении дидактических средств педагогами при взаимодействии с обучающимися.
На основе выведенных закономерностей формирования ИКСМ разработаны педагогические рекомендации, способствующие усилению эффективности методик технологии формирования ИКСМ в процессе ЛПС педагога. Экспериментально выявлены педагогические условия эффективной реализации технологии формирования ИКСМ.
Таким образом, педагогические условия и рекомендации способствуют как повышению эффективности формирования так и определению индивидуальной стратегии формирования ИКСМ в процессе ЛПС педагога, а концепция формирования ИКСМ в процессе ЛПС педагога и входящая в нее технология открывают возможность совершенствования системы подготовки педагога будущего.
Рекомендации по использованию курса.
- необходимо создать намерение, которое поможет принять решение;
- составить недельный, месячный план освоения технологии формирования ИКСМ, который должен включать в себя задачи всех комплексно-целевых блоков, а не от первого блока ко второму и т.д.;
ПРИМЕР. Первая неделя.
понедельник |
вторник |
среда |
четверг |
пятница |
суббота |
воскресенье |
Упражнения:
Блока 1
Блока 8
Блока 9 |
Упражнения:
Блока 2
Блока 7
Блока 9 |
Упражнения:
Блока 3
Блока 6
Блока 9 |
Упражнения:
Блока 4
Блока 5
Блока 9 |
Упражнения:
Блока 1
Блока 3
Блока 5
Блока 7 |
Упражнения:
Блока2
Блока 4
Блока 6
Блока 8 |
Анализ-статистика:
Блок 9 |
- регулярно (пусть 15-30 минут в день), обязательно и качественно выполнять всех тренинги, упражнения, тесты…;
- привлечь к этому единомышленника: друга, жену (мужа), родственника, сына…;
- вести анализ-статистику своих достижений…
Дронова Т.А., Дронов А.А., 2010-2023
|