Наука, психология, педагогика, ИКСМ, образование, сайт д.п.н. Дроновой Т.А. тег alt
 

научная работа:
психология (статьи)
педагогика (статьи)
социальное образование
рефераты, диссертации
ИКСМ, семья
учебники, пособия, монографии

все об ИКСМ:
ИКСМ
теория
технология
рекомендации
знать-уметь-творить:
библиотека ЭМТИИС
курсы ИКСМ
1рабоч. программы:
ОБЖ, БЖД
помощь студенту

Психология и педагогика творческой деятельности:
уникальность программы
характеристика профиля
направление подготовки
ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Ваше мнение, пожелание, вопросы

ВСЕ об ИКСМ

Все об ИКСМ

Интегрально-креативный стиль мышления — это:

необходимое и достаточное мышление, для восприятия
поступающей информации, ее переработки и реализации
на высоком конструктивном уровне;

необходимое и достаточное мышление, для реализации
наших способностей через наши возможности;

необходимое и достаточное мышление, для успешной
деятельности в современном мире.

Теория, технология, рекомендации

формирования интегрально-креативного стиля мышления (ИКСМ)

Для всех, кто интересуется вопросами развития мышления и повышения интеллектуальных способностей:

В качестве вступления. В начале XXI века назрела необходимость в разработке концептуально новых подходов к системе становления человека, в которой адекватный времени стиль мышления должен занять одно из ключевых мест.

Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в различных ситуациях, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за свою судьбу, судьбу близких и судьбу страны.

То есть, Человек должен не только уметь творить, но и обеспечивать вхождение результатов творческой деятельности в среду обитания, иначе, отторжение результатов, неизбежно повлечет за собой негативные последствия для всей экосистемы и для каждого из нас в частности.

Технология формирования интегрально-креативного стиля мышления представляет собой ряд последовательных, постепенно усложняющихся заданий, предусматривающих и формирование стиля мышления, и выработку собственной, конструктивной модели жизнедеятельности. Она состоит из взаимосвязанных блоков, каждый из которых — целенаправленная наработка качества, необходимого для различных видов деятельности.

Органической частью данной технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности. В результате происходит гармонизация мышления, высвобождаются духовный и интеллектуальный потенциалы, заблокированные вследствие каких-либо обстоятельств жизнедеятельности; в связи с этим у человека появляется уверенность в себе и своих силах, повышается самооценка и меняется мировоззрение.

С изменением мировоззрения начинается новый виток конструктивного развития и роста личности. Так как технология формирования ИКСМ вырабатывает познавательно-исследовательские способности и способствует их преобразованию в конструктивные возможности человека, оптимизации всего процесса жизнедеятельности.

Технология полезна для всех, кто интересуется вопросами развития мышления и повышения интеллектуальных способностей.

Технология формирования ИКСМ разработана как последовательная взаимосвязанная система действий, направленных на активизацию и развитие творческого потенциала личности, что и является основой становления личности.

Формирующие методики и упражнения структурированы в девять комплексно-целевых взаимосвязанных блоков, направленных на: формирование системы ценностей и самосовершенствование личности; овладение инструментарием технологии; гармоничное развитие каналов восприятия и интуиции; развитие вербальных способностей, увеличения словарного запаса; развитие ораторского мастерства; активизацию и развитие логических способностей; активизацию функций памяти; развитие креативности, синхронизирующей полушария мозга; моделирование образа личности, работу с «Тетрадью самосовершенствования».

Исходя из синергетического принципа, как наиболее соответствующего формированию ИКСМ в процессе становления личности, осуществимы отнюдь не любые сценарии развития системы, а лишь сценарии, ограниченные определенным диапазоном, в нашем случае: индивидуальным развитием личности. Отсюда важность диагностики и мониторинга.

В связи с этим разработан диагностический инструментарий сформированности ИКСМ, используемый на всех этапах технологии: эйдос-тест с таблицей определения уровней ИКСМ; «Тетрадь самосовершенствования». Благодаря соблюдению внутреннего плана процесс формирования ИКСМ является осмысленным, упорядоченным и, в конечном счете, эффективным.

По своей сути технологический процесс формирования ИКСМ альтернативно-вариативен и многообразен, как и процесс становления; результаты индивидуальны и не являются однонаправленными, ведущими к одному и тому же состоянию. Эффект формирования ИКСМ не ограничивается конкретным периодом обучения; пластичность, способность к самоизменению, саморазвитию, самореализации сохраняются на протяжении этапа становления личности и жизнедеятельности вообще.

Организационный компонент технологии, включает экспериментально выявленные условия эффективной реализации технологии формирования ИКСМ, выступающие требованиями, предъявляемыми к процессу формирования ИКСМ.

Это: коэволюционная творческая деятельность личности; принятие каждого человека таким, каков он есть, а не таким, каким он может стать; признание и развитие собственного таланта, имеющегося у каждого; настойчивость, самостоятельность и активность в творении себя как личность; понимание, что общество — это единый организм, в котором все взаимосвязаны друг с другом: если кому-то некомфортно в обществе — нормально функционировать оно не сможет; овладение спецификой технологии (вначале ты работаешь на технологию, затем технология работает на тебя!); использование принципа, обратной связи.

На основе выведенных закономерностей формирования ИКСМ разработаны рекомендации, способствующие усилению эффективности методик технологии формирования ИКСМ, по: работе с «Тетрадью самосовершенствования»; цикличности занятий в зависимости от времени, места проведения и решаемых задач; обеспечению эффективности процесса восприятия; преодолению блокировок; моделированию мышления; формированию позитивно-активизирующей внешней среды.

Технология и рекомендации способствуют определению индивидуальной стратегии формирования ИКСМ.

Специальная информация для учебных заведений, педагогов, воспитателей, студентов, аспирантов…:

разработано учебное пособие: «Концепция формирования ИКСМ в процессе ЛПС педагога», с рекомендациями РАО, методическое пособие и рабочая программа для очной, очно-заочной и дистанционной форм обучения.

Рекомендации РАО

Рекомендация РАО, Дроновой Т.А., основателю концепции ИКСМ, тег altРекомендация РАО, д.п.н. Дроновой Т.А., тег alt


 

 

 

 

 

 

Степень освещения практических вопросов, их актуальность. Основу рукописи пособия составляет практика. Это полностью разработанная технология формирования ИКСМ от постановки цели до результата.

В качестве форм, методов, средств формирования ИКСМ используются:

формы: фронтальная, групповая, индивидуальная работа, направленная на теоретическую и практическую подготовку студентов, а также контроль знаний и умений (лекции, лекции-дискуссии, семинары, семинар-диспуты, семинар-заслушивание, практические занятия, комплексные тренинги по формированию ИКСМ, видеопрактикум по формированию ИКСМ, внеаудиторная работа);

методы: беседа, устный и письменный опрос, упражнения, ситуационный анализ, защита собственных моделей и т.д.; средства: игровая и учебная виды деятельности, «Тетрадь самосовершенствования», «Тетрадь профессионально-педагогического совершенствования», наглядные пособия, видеофильмы и т.п.

Концепция формирования ИКСМ в процессе ЛПС педагога возникла в острой социальной ситуации, исходя из реалий времени, как определенный взгляд на ценность и смысл педагогической деятельности, личность педагога, ее само-и-профессиональное совершенствование. В любой социальной ситуации педагог должен быть способен оптимально, конструктивно осуществлять свою профессиональную деятельность, достойно исполнять профессиональную роль, жить полноценной жизнью.

Исходя из основополагающего принципа постклассической науки, когда субъект только в силу своего присутствия уже влияет на объект, мы обязаны обратиться к характеристике личности педагога, его профессиональному становлению, которое кардинально зависит от стиля мышления.

Из века в век профессиональное образование готовило педагогов для работы в мире актуальном, реализованном, знаемом, экстраполируя необходимые умения и навыки в будущее. В начале XXI века педагоги должны готовить себя для реализации в непредвидимых «возможных» моделях жизнедеятельности социума.

Профессионально-педагогическое образование такого уровня связано с формированием специального стиля мышления педагога, способного на сонастраивание и перестраивание внутренней модели внешнего мира. Для этого стиль мышления педагога необходимо целенаправленно формировать.

Методический уровень. Изданы пособия и методические разработки, которые используются в процессе обучения и воспитания в вузах; введены спецкурсы, авторские и элективные курсы.

Развитие интегрально-креативного стиля мышления студентов - будущих педагогов в процессе изучения курса «Креативная педагогика» (Программа и методические указания для студентов 2 курса отделения «Социальная педагогика» факультета фил. и псих. ВГУ ). Воронеж: Изд.бюро «ВАНТИТ», 2005. — 26 с.

Мышление и психология деятельности социального работника : Учебное пособие. Филиал РГСУ в г. Воронеже. — Воронеж, 2009. — 48 с.

Интегрально-креативный стиль мышления в процессе личностно-профессионального становления социального работника: психодиагностика и рекомендации по развитию: Учебное пособие. Филиал РГСУ в г. Воронеже. — Воронеж, 2009. — 85 с.

Формирование интегрально-креативного стиля мышления в процессе личностно-профессионального становления педагога: Учебно-методическое пособие [Электронный ресурс]./ А.А. Дронов, Т.А.Дронова, В.Г.Михайловский. – Воронеж: ЭМТИИС, 2012. – 68 с. - 1 электрон. опт. диск (DVD).

Рабочая программа учебной дисциплины «Формирование интегрально-креативного стиля мышления в процессе   личностно-профессионального становления педагога» [Электронный ресурс]. /Т.А. Дронова. –Воронеж: ЭМТИИС, 2012. – 23 с. – 1 электрон. опт. диск (DVD).

Использование современных образовательных технологий. Концепция формирования ИКСМ в процессе ЛПС педагога глубоко связана с достижениями как педагогических, так и многих других смежных с педагогикой наук.

Однако в концепции спроектирована и обоснована собственная, соответствующая современным требованиям, технология формирования ИКСМ, под которой понимается последовательная взаимосвязанная система действий в процессе ЛПС педагога.

Технология включает формы, методы, средства, этапы формирования, диагностический инструментарий, указаны цель и требуемый результат. Выявлены и обоснованы педагогические условия формирования ИКСМ в процессе ЛПС педагога, способствующие как определению индивидуальной стратегии, так и совершенствованию общего процесса формирования ИКСМ в процессе ЛПС педагога.

Верификация концепции формирования ИКСМ в процессе ЛПС педагога, проведенная в процессе педагогического эксперимента, выявила результативность разработанной технологии, достоверность обозначенных закономерностей и механизмов. Направлена на научно обоснованное построение процесса формирования мышления педагога, основанного не просто на широком использовании ТСО и дидактических материалов, активизирующих учебный процесс в целом, а на активизацию природного потенциала личности педагога.

Другими словами: с одной стороны, технология ИКСМ — это целостная система проектирования и организации процесса формирования мышления на основе развернутой последовательности точно определенных дидактических целей; с другой — это научно организованная, развернутая во времени процедура формирования мышления, при которой проектируется и реализуется вся система взаимосвязей между целями, содержанием, методами, формами, средствами обучения, система контроля, оценки и коррекции учебной и педагогической деятельности.

Степень соответствия ГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») от 22 марта 2010 г. № 200 - 4.3 социально-педагогическая деятельность; 5.1. (ОК-3, ОК-5); 5.2. (ОПК-2, ОПК-6, ОПК-8, ОПК-9, ПКПП-3, ПКПП-4, ПКПП-7, ПКПП-8, ПКСП-4, ПКНО-8).

Степень соблюдения психолого-педагогических требований в трактовке излагаемого материала и в его применении. Концепция формирования ИКСМ соответствует современным психолого-педагогическим требованиям. В технологии психологически обоснованы этапы формирования ИКСМ в процессе ЛПС педагога.

Формирование ИКСМ — это целенаправленный процесс деятельности, включающий в себя как внешние (объективно-предметные), так и внутренние (субъективно-психологические) компоненты: мотив => цель => задача => действия => контроль => результат => рефлексия.

Этапы процесса формирования ИКСМ, способствующие достижению обозначенных целей: 1 — мотивационно-стимулирующий (активизация мотивационной сферы обучающихся); 2 — задачно-целевой (концентрация мотивации в образ желаемого, т.е. цель, и четкое определение действий); 3 — конструктивно-содержательный (формирование ИКСМ в соответствии с мотивами, целями, задачами и индивидуальными особенностями обучающихся); 4 — контрольно-результирующий (контроль процесса формирования ИКСМ, усиление позитивных, ослабление негативных тенденций); 5 — рефлексивно-коррекционный (анализ и самоанализ уровня сформированности ИКСМ). Чтобы процесс формирования ИКСМ был результативным, каждый этап должен начинаться с мотивации и заканчиваться рефлексией.

Содержание формирующих методик и упражнений структурировано в девять комплексно-целевых блоков, содержание которых направлено на:

I. Формирование альтруистической системы ценностей и самосовершенствование личности.

II. Овладение инструментарием технологии формирования ИКСМ, «Тетрадью самосовершенствования».

III. Гармоничное развитие каналов восприятия и интуиции.

IV. Развитие вербальных способностей, увеличения словарного запаса.

V. Развитие ораторского мастерства.

VI. Активизацию и развитие логических способностей.

VII. активизацию функций памяти.

VIII. Развитие креативности, синхронизирующей полушария мозга.

IX. Моделирование образа педагога, работа с «Тетрадью профессионально-педагогического совершенствования». Все упражнения и методики имеют нравственно-аксиологическую направленность.

Разработан диагностический инструментарий формирования ИКСМ. В качестве основного диагностического инструментария, способствующего качественному мониторингу и самомониторингу, выступают эйдос-тест и таблица определения уровней ИКСМ как инструменты комплексного мониторинга и контроля сформированности ИКСМ, дающие возможность наглядного мониторинга. Выработан диагностический алгоритм: 1) диагностика и построение эйдос-теста; 2) определение уровня ИКСМ; 3) анализ эйдос-теста и путей дальнейшего формирования ИКСМ. А также два этапа работы с Тетрадями: самосовершенствования и профессионально-педагогического совершенствования.

Предложенный диагностический инструментарий и апробированные процедуры комплексного мониторинга формирования ИКСМ представляют собой универсальное средство диагностики стиля мышления школьников, студентов, специалистов различных дисциплин и профессий, способствуя дифференцированному подходу при выборе и применении дидактических средств педагогами при взаимодействии с обучающимися.

На основе выведенных закономерностей формирования ИКСМ разработаны педагогические рекомендации, способствующие усилению эффективности методик технологии формирования ИКСМ в процессе ЛПС педагога. Экспериментально выявлены педагогические условия эффективной реализации технологии формирования ИКСМ.

Таким образом, педагогические условия и рекомендации способствуют как повышению эффективности формирования так и определению индивидуальной стратегии формирования ИКСМ в процессе ЛПС педагога, а концепция формирования ИКСМ в процессе ЛПС педагога и входящая в нее технология открывают возможность совершенствования системы подготовки педагога будущего.

Рекомендации по использованию курса.

- необходимо создать намерение, которое поможет принять решение;
- составить недельный, месячный план освоения технологии формирования ИКСМ, который должен включать в себя задачи всех комплексно-целевых блоков, а не от первого блока ко второму и т.д.;
ПРИМЕР. Первая неделя.


понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

воскресенье

Упражнения:
Блока 1
Блока 8
Блока 9

Упражнения:
Блока 2
Блока 7
Блока 9

Упражнения:
Блока 3
Блока 6
Блока 9

Упражнения:
Блока 4
Блока 5
Блока 9

Упражнения:
Блока 1
Блока 3
Блока 5
Блока 7

Упражнения:
Блока2
Блока 4
Блока 6
Блока 8

Анализ-статистика:
Блок 9

- регулярно (пусть 15-30 минут в день), обязательно и качественно выполнять всех тренинги, упражнения, тесты…;
- привлечь к этому единомышленника: друга, жену (мужа), родственника, сына…;
- вести анализ-статистику своих достижений…


 

Дронова Т.А., Дронов А.А., 2010-2015